2.1. Классификация моделей обучения. Формальная модель обучения.
Обучение- это одно из неотъемлемых свойств любой интеллектуальной системы (ИС), как естественной, так и искусственной, которое состоит в накоплении опыта на основе решения предыдущих задач и обобщении его на новые задачи, которые раннее не встречались. Существует классов моделей обучения, которые базируются на идеях когнитивной психологии.
Модели обучения (с точки зрения психологии) таковы:
Формальная модель обучения
Рассмотрим формальную модель обучения.
Задано:
а) множество входных сигналов - обучающая выборка ;
б) соответствующее множество выходов .
Имеется искомое отображение (классификация) , известное только учителю, которое осуществляет отображение . Задано также множество отображений из некоторого класса F (), которые строятся системой в процессе обучения. Кроме того, задан критерий обучения , который зависит от степени близости классификации , полученной системой в результате обучения, к истинной классификации учителя .
Таким образом, задачу обучения L можно формально записать как некоторую оптимизационную модель, определяемую пятеркой (1)
где – критерий качества обучения, который зависит от содержания задачи; – множество отображений, задаваемых на , которые строятся системой в ходе обучения.
Вводится понятие алгоритма А, решающего задачу обучения L, а также понятие алгоритмической сложности С(А,n) алгоритма А в зависимости от размерности задачи n. Требуется найти такой , для которого .
Наиболее распространенным способом обучения является обучение по примерам.
Задаются примеры (обучающая последовательность)
.
Необходимо найти такую классификацию , которая бы по возможности приближалась к классификации учителя и минимизировала используемый критерий качества обучения на обучающей и проверочной выборке , где - проверочная выборка.
Математическая модель задачи обучения в этой постановке имеет вид